- Шпалера
-
ШПАЛЕ́РА (нем. Spalier, от итал. Spalliera) — настенные безворсовые ковры с орнаментальной и фигурной композицией на религ., мифол., ист., бытовой сюжет с пейзажами ("вердюры"), вытканные ручным способом на вертик. или горизонт. станах (соотв. различают 2 типа Ш. — готлис и баслис). Исполняются по картонам в размере ковра, заготовл. художником (напр., Рафаэль, П. П. Рубенс, Ф. Гойя). Рисунок создается цветными шерстяными нитями, иногда с добавлением шелковых и металлич. зол. и серебр., к-рые закрывают неокраш. основу из шерсти или льна. Изв. в Европе со ср. веков — наиб. древние относятся к рубежу 12—13 вв. Помещались в залах замков, церквах. Гл. центрами изготовления Ш. были Париж, Аррас, Турне, затем Брюссель. В сер. 17 в. во Франции появляются шпалерные мануфактуры, напр. мастерская гобеленов, в 1662 переданная в королевскую казну. В России привозные Ш. появляются в кон. 17 в. В СПб. при Петре I основывается придворная Шпалерная мануфактура (1717—1859). Первые мастера — французы (Ф. Бегаль и др.): Ш. "Полтавская баталия", исполн. в 1722 Бегаглем по картону Л. Каравака; первая из изв. работ с подписью рус. ученика — Ш. "Вирсавия у фонтана" (1727). Расцвет произ-ва Ш. 2-я пол. 18 — нач. 19 в. Рус. Ш. эпохи классицизма сочетают декоративность с яркими индивид. характеристиками; появляются портреты с оригиналов (Портрет Екатерины II с оригинала П. Ротари, 1766), повторения картин ("Владимир и Рогнеда", 1823, по картине А. П. Лосенко); мн. Ш. связываются с интерьером ("Диана", "Сатурн" из Гурьевского гарнитура, куда входили шелковые обои, обивка и пр., 1805—06). В 30-е гг. 19 в. Шпалерная мануфактура переходит в осн. на выпуск ковров и окончательно прекращает свое существование в 1859. Осн. коллекции Ш. находятся в Эрмитаже, Рус. музее и музеях Моск. Кремля.
Лит.: Коршунова Т. Т., Ясинская И. М. Рус. шпалеры. Л., 1975.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.